По фильму "Платформа", 2019, реж. Гальдер Гастелу
Приглашаю обратить ваше внимание на фильм «Платформа». И предлагаю его рассматривать его не в привязке к реальности и коллективному полю, а к внутреннему миру индивидуального человека и к полю отношений.
Что происходит в фильме?
Люди оказываются в специальном здании, которое называется «Вертикальный центр самообслуживания». Это эксперимент, созданный администрацией, где оказываются люди по разным причинам и погружаются в ад человеческого существования. Путь в это здания у каждого свой. Туда направляют психически больных, давая им сделать выбор между тюрьмой и психбольницей. Туда люди приходят в целях саморазвития – главный герой приходит туда, чтобы получить сертификат. Есть у таких людей что-то, что толкает их на поиски, и поиски их приводя куда-то, не всегда, куда надо. Или приходят люди, проигравшие жизнь болезни и стремящиеся что-то еще успеть сделать для этого мира. Типичные человеческие истории, не так ли?
Здание – это своеобразная яма или дыра.
Если мы возьмем метафору дыры, внутренней дыры – сколько людей ее в жизни ощущают?
Итак, дыра. Люди попадают в здание, они не могут управлять происходящим там процессом, все случается с ними. Они оказываются на разных этажах здания на 1 месяц, что сулит им разную степень испытаний. Им нужно выжить либо в излишестве пищи, либо в недостатке, либо в ее полном отсутствии. В камере всегда два человека.
«Оставайтесь по ту сторону дыры», - говорит герой фильма Тамагури. Что может значить: «Между нами дыра, из условий этой дыры и будем строить наши отношения». С психологической точки зрения – это действительно так. Чем больше у человека дыра внутри, тем сложнее быть просто человеком, чем сложнее с таким человеком быть в отношениях. Выживание в любых условиях – и в условиях обилия, и в условиях дефицита - предполагает отношения, как мы их выстраиваем? Вот где проявляется человек, его человечность, его душа.
С собой в здание каждый может взять один предмет – выбор каждого о многом говорит. Это точно говорит о намерениях во встрече с другим или во встрече с жизнью.
Итак, люди оказываются в здании с одни предметом, который они выбирают сами. В камере два человека. Еда спускается на платформе 1 раз в день, еды достаточно на всех участников проекта, но верхние этажи съедают все, нижним этажам ничего не остается.
Еда (а на самом деле любые человеческие ресурсы) является ареной человеческих страстей. Высшие этажи плюют сверху на низшие, тем кому не повезло оказаться ниже этажами. Кажется, какая жизненная несправедливость. На самом деле в фильме заложена интересная идея – каждый может оказаться как вверху, так и внизу. На каком бы этаже кто не оказался, человечность проявляется в том, как с ресурсами своего этажа каждый обращается.
У каждого есть выбор – думать о других, чтобы еды хватило следующим, или думать о себе, наедаясь впрок. Низшие стоят перед выбором съесть сокамерника или быть съеденным.
Неужели такой выбор заложен в проект здания – дыры или в проекте жизнь как таковая? Неужели жизнь и борьба – это порочный круг, из которого невозможно выйти?
На самом деле нет.
Еда есть на всех. «Бог ровно делит», - говорят. Боги в фильме - это нулевой этаж здания, где все идеально и безупречно (люди идеализируют Богов) спускают вниз достаточно еды. Для распределения ее между всеми равномерно могло бы насытить всех, не переедая и недоедая. Ведь пища нужна для того, чтобы оставаться живым. Понимание, что тебе всего достаточно, уважение к ближнему и понимание, что у каждого есть божественное начало, вот где заложена божественность человеческого существования.
«Плоть моя истинно есть пища, ибо кровь моя истинно есть питие. Едущий мою плоть и пьющий мою кровь будет иметь жизнь вечную. Ибо плоть моя истинно есть пища, и кровь моя истинно есть питие. Едущий мою плоть и пьющий мою кровь прибывает во мне. И я в нем.» - цитируется в фильме.
В психологическом смысле каждый человек индивидуален и божественен по свое природе.
Необходимо пройти все круги ада, чтобы открыть в себе эту божественность.
В фильме прослеживается религиозный контекст, - "Яма" представляет собой нечто вроде преисподней, где каждый нижестоящий уровень оказывается более ужасным и порочным. При таком подходе путешествие Горенга – главного героя фильма на нижние этажи можно сравнить с путешествием Данте в "Божественной комедии".
У главного героя фильма Горенга возникают разные идеи, как установить справедливость. Договориться с верхними – «верхние не станут договариваться с коммунистами». Ешь ты или съедят тебя. Как на войне – убивай ты или убьют тебя.
Горенг берет на себя роль миссии. Он хочет изменить систему. Горенг вмешивается в дело и угрожает другим участникам эксперимента. Но, к сожалению, эта мера никак не влияет на вышестоящие уровни, изменение которых, по его мнению, является ключом к преобразованию системы. Герой получает больше возможности что-то изменить когда попадает на 6-ой этаж вместе с Бахаратом и начинает действовать, спускаясь вниз. Они ставят перед собой задачу сохранить одно блюдо, которое должно стать посланием для 0-ого этажа о том, что они смогли поменять систему, научили людей делиться и конструктивно взаимодействовать друг с другом, сделав "яму" справедливой.
Когда они спускаются все ниже и ниже, они обнаруживают, что в здании не 200 этажей, а 333. И на 333 этаже они обнаруживают ребенка. Вот цель такого путешествия в глубину. Девочку отправляют на верх к богам как послание, что они смогли победить систему.
Теперь вернемся к психологическому аспекту. Фильм очень сильно напоминает сюжет Ада из «Божественной комедии» Данте.
В терапии, спускаясь в самые глубины своей дыры, человек проходит через сущий ад. Съедание другого человека, обманы, лесть, кровожадность. Погружение в пучину своих страстей, внешних и внутренних, необходимо. Внутренние страсти всегда отражаются во внешних, узнавая в себе те грехи, которые видишь в других, проходя через муки ада совести, и преступления совести, соблазняясь на освобождение от страданий, и жертвуя собой, чтобы мир стал лучше. Главный герой оказывается на самом дне. Действительно, нужно дойти до самого дня, чтобы познать суть своего поиска.
А глубоко на дне, на том дне на котором человек не знает, не догадывается, или знает из произведений искусства, находится ребенок.
Каждый человек приходит в мир чистым и незапятнанным ребенком, в каждом заложено свое божественное послание этому миру. Только раскрытие и реализация своего истинного послания (самости) позволяет душе развернуться, реализоваться, и испытать счастье от наполненной смыслами жизни. И если каждый человек займется поиском и реализацией этого послания, уважая такой же поиск другого человека, это и будет осмысленная счастливая жизнь. Но это послание скрыто за горами страстей, предрассудков и пороков. Внутренняя работа необходима, чтобы прийти к себе, к своей сути, к своему посланию, чтобы прожить осмысленную и счастливую жизнь.
Фильм окрашен в очень мрачные тона, как внутренний мир человека с дырой.
Приглашаю вас в терапию, чтобы совместными усилиями окрасить ваш внутренний мир в более яркие краски.